Круглого стола, организованного Комиссией по охране здоровья, экологии, развитию физической культуры и спорта Общественной палаты РФ
на тему: [Роль и место традиционной медицины в обеспечении современного уровня оказания медицинской помощи в Российской Федерации] г. Москва, 23 сентября 2011 года
В последние годы происходит активное внедрение средств природного происхождения в протоколы и стандарты различных лечебных программ, а также в клиническую практику различных ЛПУ и стационаров г. Москвы: ДГКБ 13 им. Н.Ф.Филатова, работу ОРИТН родильного дома ГКБ 70, ОРИТН и отделения физиологии новорожденных родильного дома 4. Более 10 лет назад создано отделение традиционных технологий мать и дитя, ведущее работу в котором проводится работа с населением из всех округов г. Москвы.
За последние 10 лет защищено 4 докторских и 15 кандидатских научных диссертации по тематике интеграции традиционных методов диагностики и лечения в существующую клиническую практику.
По данным Института социологии РАН (2000 г.) в России методам традиционной медицины доверяют 62% населения.
В США, по данным статистики, к специалистам традиционной медицины, именующейся там комплементарной медициной (КАМ), обращается от 43 до 69 процентов населения. Более 60% медицинских школ предлагают курсы КАМ, 70% семейных врачей обучаются методикам КАМ и используют их в своей практике. 67% медицинских организаций предлагают хотя бы один из методов КАМ. В Голландии свыше 20%, а во Франции не менее 49% населения пользуются традиционной медицинской помощью. Подобная статистика имеется в Бельгии, Германии, Швеции и других странах. Регистр ассоциаций специалистов традиционной медицины Великобритании включает 13 ассоциаций. В России имеется около 10 профессиональных ассоциаций по отдельным направлениям традиционной медицины - рефлексотерапии, мануальной терапии, фитотерапии, остеопатии, гомеопатии, кинезиологии и др.
Следует отметить, что в вузах Англии и Европы открыто преподавание по специальности [китайская медицинаk. В Японии и Республике Корея имеются школы китайской медицины; во Франции, США, Италии, Австралии и других странах институты китайской медицины и институты акупунктуры; в Германии при Мюнхенском университете институт по изучению теоретических познаний китайской медицины. В некоторых медицинских ВУЗах России существуют кафедры традиционной медицины, мануальной терапии, рефлексотерапии, фитотерапии, нелекарственных методов лечения и т.п.
Заслушав и обсудив доклады и выступления о состоянии и роли традиционной медицины в обеспечении современного уровня оказания медицинской помощи в Российской Федерации, члены Комиссии по охране здоровья, экологии, развитию физической культуры и спорта Общественной палаты РФ и участники заседания к о н с т а т и р у ю т:
В Российской Федерации недостаточно развита система нормативного государственного регулирования традиционной медицины. В то же время различные негосударственные организации, осуществляющие медицинскую деятельность, широко используют в своей деятельности незарегистрированные и не разрешенные к медицинскому применению методики традиционной медицины.
В последние десятилетия наблюдается активное развитие деятельности [целителейk, колдунов, магов, шаманов, экстрасенсов. Не имея медицинского образования, они, тем не менее, оказывают различные [лечебныеk услуги больным при широком спектре заболеваний, нанося нередко непоправимый вред здоровью граждан. Практика показывает необходимость значительной коррекции законодательства в части народной медицины. Одновременно необходимо придать законодательный статус традиционной медицине и соответствующим специалистам, имеющим, в качестве базового, медицинское образование.
1) Несовершенство системы нормативного регулирования в области традиционной медицины.
2) Отсутствие общепринятой терминологии в области традиционной медицины.
3) Недостаточная активность проводимых научных исследований в области традиционной медицины.
4) Недостаточное финансирование научных исследований в области традиционной медицины.
5) Отсутствие научного и экспертного советов по проблемам традиционной медицины при Минздравсоцразвития России.
6) Отсутствие единых стандартов на лечебную и образовательную деятельность в сфере традиционной медицины.
7) Недостаточное применение принципов доказательной медицины для определения эффективности и безопасности средств и методов традиционной медицины.
8) Недостаточное интегрирование методов традиционной медицины в медицинскую практику.
9) Отсутствие стандартов качества медицинской помощи в области традиционной медицины.
10) Отсутствие реестра (базы данных) и мониторинга использования средств и методов традиционной медицины в медицинской практике.
11) Отсутствие реестра (базы данных) учреждений (различной формы собственности) и специалистов, работающих в области традиционной медицины.
Обсудив проблемы, сложившиеся в области организационного обеспечения традиционной медицины и ее роли при оказании современной медицинской помощи, Комиссия по охране здоровья, экологии, развитию физической культуры и спорта Общественной палаты РФ и участники заседания р е к о м е н д у ю т:
1. Внести поправку к статье 50 проекта федерального закона [Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерацииk изложив п.2 в следующей редакции: [Право на занятие народной медициной имеет гражданин, имеющий медицинское образование, получивший разрешение, выданное органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровьяk.
Правительству Российской Федерации:
1. Разработать Комплексную программу приоритетных мероприятий по модернизации здравоохранения Российской Федерации, направленных на повышение доступности и качества медицинской помощи методами ТМ.
2. Включить в федеральную целевую программу [Развитие здравоохранения в Российской Федерацииk подпрограмму [Развитие методов традиционной медицины в Российской Федерацииk.
3. Внести необходимые изменения и дополнения о внедрении методов ТМ в [Концепцию развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020г.k, направленные на улучшение первичной медико-санитарной помощи, развитие высокотехнологичных видов медицинской помощи, совершенствование механизмов стандартизации, лицензирования, сертификации и аккредитации медицинской деятельности в области ТМ, возрождение профилактической направленности здравоохранения.
4. Внести изменения в действующие законодательные и нормативные акты, с целью унификации терминологии, обозначающей и разграничивающей область применения методов традиционной и комплементарной медицины, названий специалистов, работающих в данной области и требований к их квалификации.
5. Разработать нормативное правовое обеспечение государственной системы контроля качества медицинской помощи, оказываемой методами ТМ, выработать механизмы общественного, профессионального контроля.
6. Внести соответствующие изменения и дополнения в действующие федеральные законы, регламентирующие подготовку медицинских кадров в области ТМ.
7. Проработать вопрос о создании Федерального Центра традиционной медицины.
1. Разработать Комплексную программу приоритетных мероприятий по модернизации здравоохранения Российской Федерации, направленных на повышение доступности и качества медицинской помощи методами ТМ.
2. Включить в федеральную целевую программу [Развитие здравоохранения в Российской Федерацииk подпрограмму [Развитие методов традиционной медицины в Российской Федерацииk.
3. Внести необходимые изменения и дополнения о внедрении методов ТМ в [Концепцию развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020г.k, направленные на улучшение первичной медико-санитарной помощи, развитие высокотехнологичных видов медицинской помощи, совершенствование механизмов стандартизации, лицензирования, сертификации и аккредитации медицинской деятельности в области ТМ, возрождение профилактической направленности здравоохранения.
4. Подготовить и внедрить в деятельность медицинских организаций протоколы ведения больных и стандарты медицинской помощи по наиболее распространенным формам заболеваний с использованием методов ТМ.
5. Разработать и ввести в действие перечни оснащенности медицинских организаций в зависимости от уровня оказания медицинской помощи методами ТМ.
6. Разработать методические рекомендации по нормированию и совершенствованию оплаты труда в здравоохранении при использовании методов ТМ.
7. Разработать механизм реализации государственной политики обеспечения кадрами, владеющими методами ТМ, учреждений здравоохранения различных уровней оказания медицинской помощи.
8. Внести соответствующие изменения и дополнения в действующие федеральные законы, регламентирующие подготовку медицинских кадров в области ТМ.
9. Расширить перечень осуществляемых в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования мероприятий по профилактике заболеваний с внесением в него методов ТМ.
10. Создать научный и экспертный советы по проблемам традиционной медицины при Минздравсоцразвития России.
11. Проработать вопрос о введении должности Главного специалиста Минздравсоцразвития России по традиционной медицине.
1. Разработать Комплексную программу приоритетных мероприятий по модернизации здравоохранения Российской Федерации, направленных на повышение доступности и качества медицинской помощи методами ТМ.
2. Включить в федеральную целевую программу [Развитие здравоохранения в Российской Федерацииk подпрограмму [Развитие методов традиционной медицины в Российской Федерации.
1. Разработать Комплексную программу приоритетных мероприятий по модернизации здравоохранения Российской Федерации, направленных на повышение доступности и качества медицинской помощи методами ТМ.
2. Включить в федеральную целевую программу [Развитие здравоохранения в Российской Федерацииk подпрограмму [Развитие методов традиционной медицины в Российской Федерацииk.
3. Разработать и утвердить минимальные нормативы стоимости медицинских услуг методами ТМ на основе стандартов оказания этих услуг (с ежегодной индексацией нормативов).
1. Разработать механизм реализации государственной политики обеспечения кадрами, владеющими методами ТМ, учреждений здравоохранения различных уровней оказания медицинской помощи.
2. Внести соответствующие изменения и дополнения в действующие федеральные законы, регламентирующие подготовку медицинских кадров в области ТМ.
1. Внести необходимые изменения и дополнения о внедрении методов ТМ в [Концепцию развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020г.k, направленные на улучшение первичной медико-санитарной помощи, развитие высокотехнологичных видов медицинской помощи, совершенствование механизмов стандартизации, лицензирования, сертификации и аккредитации медицинской деятельности в области ТМ, возрождение профилактической направленности здравоохранения.
2. Разработать систему обязательной сертификации медицинских работников применяющих в клинической практике методы традиционной и комплементарной медицины.
1. Расширить перечень осуществляемых в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования мероприятий по профилактике заболеваний с внесением в него методов ТМ.
2. Разработать и внести предложение по включению должным образом регламентированных и стандартизированных методов клинической практики традиционной и комплементарной медицины в состав медицинских услуг оплачиваемых в рамках системы Обязательного Медицинского Страхования.
1. Разработать механизм реализации государственной политики обеспечения кадрами, владеющими методами ТМ, учреждений здравоохранения различных уровней оказания медицинской помощи.
1. Разработать механизм недопущения в СМИ недобросовестной рекламы услуг [целителейk, колдунов, магов, шаманов, экстрасенсов, наносящих вред здоровью граждан.
Круглого стола, организованного Комиссией по охране здоровья, экологии, развитию физической культуры и спорта Общественной палаты РФ
Подробнее »Есть ли место традиционной медицине в российском здравоохранении? 13 октября в Совете Федерации состоялось заседание Экспертного совета
Подробнее »Медицинский центр "Олимпус Медикус" зарекомендовал себя как высокоэффективный Центр мануальной терапии...
Подробнее »«Общество с ограниченной ответственностью «Олимпус Медикус» 2015-2016. Вся информация, представленная на сайте, является собственностью ООО «Олимпус Медикус». Любое копирование и/или использование материалов сайта без письменного разрешения может расцениваться как нарушение авторских прав. |
!Записаться |