Круглый стол в общественной палате Российской Федерации

 РЕЗОЛЮЦИЯ

Круглого стола, организованного Комиссией по охране здоровья, экологии, развитию физической культуры и спорта Общественной палаты РФ

на тему: [Роль и место традиционной медицины в обеспечении современного уровня оказания медицинской помощи в Российской Федерации] г. Москва, 23 сентября 2011 года

В последние годы происходит активное внедрение средств природного происхождения в протоколы и стандарты различных лечебных программ, а также в клиническую практику различных ЛПУ и стационаров г. Москвы: ДГКБ 13 им. Н.Ф.Филатова, работу ОРИТН родильного дома ГКБ 70, ОРИТН и отделения физиологии новорожденных родильного дома 4. Более 10 лет назад создано отделение традиционных технологий мать и дитя, ведущее работу в котором проводится работа с населением из всех округов г. Москвы.

За последние 10 лет защищено 4 докторских и 15 кандидатских научных диссертации по тематике интеграции традиционных методов диагностики и лечения в существующую клиническую практику.

По данным Института социологии РАН (2000 г.) в России методам традиционной медицины доверяют 62% населения.

В США, по данным статистики, к специалистам традиционной медицины, именующейся там комплементарной медициной (КАМ), обращается от 43 до 69 процентов населения. Более 60% медицинских школ предлагают курсы КАМ, 70% семейных врачей обучаются методикам КАМ и используют их в своей практике. 67% медицинских организаций предлагают хотя бы один из методов КАМ. В Голландии свыше 20%, а во Франции не менее 49% населения пользуются традиционной медицинской помощью. Подобная статистика имеется в Бельгии, Германии, Швеции и других странах. Регистр ассоциаций специалистов традиционной медицины Великобритании включает 13 ассоциаций. В России имеется около 10 профессиональных ассоциаций по отдельным направлениям традиционной медицины - рефлексотерапии, мануальной терапии, фитотерапии, остеопатии, гомеопатии, кинезиологии и др.

Следует отметить, что в вузах Англии и Европы открыто преподавание по специальности [китайская медицинаk. В Японии и Республике Корея имеются школы китайской медицины; во Франции, США, Италии, Австралии и других странах институты китайской медицины и институты акупунктуры; в Германии при Мюнхенском университете институт по изучению теоретических познаний китайской медицины. В некоторых медицинских ВУЗах России существуют кафедры традиционной медицины, мануальной терапии, рефлексотерапии, фитотерапии, нелекарственных методов лечения и т.п.

Заслушав и обсудив доклады и выступления о состоянии и роли традиционной медицины в обеспечении современного уровня оказания медицинской помощи в Российской Федерации, члены Комиссии по охране здоровья, экологии, развитию физической культуры и спорта Общественной палаты РФ и участники заседания к о н с т а т и р у ю т:

В Российской Федерации недостаточно развита система нормативного государственного регулирования традиционной медицины. В то же время различные негосударственные организации, осуществляющие медицинскую деятельность, широко используют в своей деятельности незарегистрированные и не разрешенные к медицинскому применению методики традиционной медицины.

В последние десятилетия наблюдается активное развитие деятельности [целителейk, колдунов, магов, шаманов, экстрасенсов. Не имея медицинского образования, они, тем не менее, оказывают различные [лечебныеk услуги больным при широком спектре заболеваний, нанося нередко непоправимый вред здоровью граждан. Практика показывает необходимость значительной коррекции законодательства в части народной медицины. Одновременно необходимо придать законодательный статус традиционной медицине и соответствующим специалистам, имеющим, в качестве базового, медицинское образование.

Остаются нерешенными, требуют обобщения и изучения для принятия решений на государственном уровне, следующие вопросы:

1) Несовершенство системы нормативного регулирования в области традиционной медицины.

2) Отсутствие общепринятой терминологии в области традиционной медицины.

3) Недостаточная активность проводимых научных исследований в области традиционной медицины.

4) Недостаточное финансирование научных исследований в области традиционной медицины.

5) Отсутствие научного и экспертного советов по проблемам традиционной медицины при Минздравсоцразвития России.

6) Отсутствие единых стандартов на лечебную и образовательную деятельность в сфере традиционной медицины.

7) Недостаточное применение принципов доказательной медицины для определения эффективности и безопасности средств и методов традиционной медицины.

8) Недостаточное интегрирование методов традиционной медицины в медицинскую практику.

9) Отсутствие стандартов качества медицинской помощи в области традиционной медицины.

10) Отсутствие реестра (базы данных) и мониторинга использования средств и методов традиционной медицины в медицинской практике.

11) Отсутствие реестра (базы данных) учреждений (различной формы собственности) и специалистов, работающих в области традиционной медицины.

Обсудив проблемы, сложившиеся в области организационного обеспечения традиционной медицины и ее роли при оказании современной медицинской помощи, Комиссия по охране здоровья, экологии, развитию физической культуры и спорта Общественной палаты РФ и участники заседания р е к о м е н д у ю т:

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

1. Внести поправку к статье 50 проекта федерального закона [Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерацииk изложив п.2 в следующей редакции: [Право на занятие народной медициной имеет гражданин, имеющий медицинское образование, получивший разрешение, выданное органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровьяk.

Правительству Российской Федерации:

1. Разработать Комплексную программу приоритетных мероприятий по модернизации здравоохранения Российской Федерации, направленных на повышение доступности и качества медицинской помощи методами ТМ.

2. Включить в федеральную целевую программу [Развитие здравоохранения в Российской Федерацииk подпрограмму [Развитие методов традиционной медицины в Российской Федерацииk.

3. Внести необходимые изменения и дополнения о внедрении методов ТМ в [Концепцию развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020г.k, направленные на улучшение первичной медико-санитарной помощи, развитие высокотехнологичных видов медицинской помощи, совершенствование механизмов стандартизации, лицензирования, сертификации и аккредитации медицинской деятельности в области ТМ, возрождение профилактической направленности здравоохранения.

4. Внести изменения в действующие законодательные и нормативные акты, с целью унификации терминологии, обозначающей и разграничивающей область применения методов традиционной и комплементарной медицины, названий специалистов, работающих в данной области и требований к их квалификации.

5. Разработать нормативное правовое обеспечение государственной системы контроля качества медицинской помощи, оказываемой методами ТМ, выработать механизмы общественного, профессионального контроля.

6. Внести соответствующие изменения и дополнения в действующие федеральные законы, регламентирующие подготовку медицинских кадров в области ТМ.

7. Проработать вопрос о создании Федерального Центра традиционной медицины.

Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации:

1. Разработать Комплексную программу приоритетных мероприятий по модернизации здравоохранения Российской Федерации, направленных на повышение доступности и качества медицинской помощи методами ТМ.

2. Включить в федеральную целевую программу [Развитие здравоохранения в Российской Федерацииk подпрограмму [Развитие методов традиционной медицины в Российской Федерацииk.

3. Внести необходимые изменения и дополнения о внедрении методов ТМ в [Концепцию развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020г.k, направленные на улучшение первичной медико-санитарной помощи, развитие высокотехнологичных видов медицинской помощи, совершенствование механизмов стандартизации, лицензирования, сертификации и аккредитации медицинской деятельности в области ТМ, возрождение профилактической направленности здравоохранения.

4. Подготовить и внедрить в деятельность медицинских организаций протоколы ведения больных и стандарты медицинской помощи по наиболее распространенным формам заболеваний с использованием методов ТМ.

5. Разработать и ввести в действие перечни оснащенности медицинских организаций в зависимости от уровня оказания медицинской помощи методами ТМ.

6. Разработать методические рекомендации по нормированию и совершенствованию оплаты труда в здравоохранении при использовании методов ТМ.

7. Разработать механизм реализации государственной политики обеспечения кадрами, владеющими методами ТМ, учреждений здравоохранения различных уровней оказания медицинской помощи.

8. Внести соответствующие изменения и дополнения в действующие федеральные законы, регламентирующие подготовку медицинских кадров в области ТМ.

9. Расширить перечень осуществляемых в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования мероприятий по профилактике заболеваний с внесением в него методов ТМ.

10. Создать научный и экспертный советы по проблемам традиционной медицины при Минздравсоцразвития России.

11. Проработать вопрос о введении должности Главного специалиста Минздравсоцразвития России по традиционной медицине.

Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации:

1. Разработать Комплексную программу приоритетных мероприятий по модернизации здравоохранения Российской Федерации, направленных на повышение доступности и качества медицинской помощи методами ТМ.

2. Включить в федеральную целевую программу [Развитие здравоохранения в Российской Федерацииk подпрограмму [Развитие методов традиционной медицины в Российской Федерации.

Министерству финансов Российской Федерации:

1. Разработать Комплексную программу приоритетных мероприятий по модернизации здравоохранения Российской Федерации, направленных на повышение доступности и качества медицинской помощи методами ТМ.

2. Включить в федеральную целевую программу [Развитие здравоохранения в Российской Федерацииk подпрограмму [Развитие методов традиционной медицины в Российской Федерацииk.

3. Разработать и утвердить минимальные нормативы стоимости медицинских услуг методами ТМ на основе стандартов оказания этих услуг (с ежегодной индексацией нормативов).

Министерству образования и науки Российской Федерации:

1. Разработать механизм реализации государственной политики обеспечения кадрами, владеющими методами ТМ, учреждений здравоохранения различных уровней оказания медицинской помощи.

2. Внести соответствующие изменения и дополнения в действующие федеральные законы, регламентирующие подготовку медицинских кадров в области ТМ.

Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития:

1. Внести необходимые изменения и дополнения о внедрении методов ТМ в [Концепцию развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020г.k, направленные на улучшение первичной медико-санитарной помощи, развитие высокотехнологичных видов медицинской помощи, совершенствование механизмов стандартизации, лицензирования, сертификации и аккредитации медицинской деятельности в области ТМ, возрождение профилактической направленности здравоохранения.

2. Разработать систему обязательной сертификации медицинских работников применяющих в клинической практике методы традиционной и комплементарной медицины.

Федеральному фонду обязательного медицинского страхования:

1. Расширить перечень осуществляемых в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования мероприятий по профилактике заболеваний с внесением в него методов ТМ.

2. Разработать и внести предложение по включению должным образом регламентированных и стандартизированных методов клинической практики традиционной и комплементарной медицины в состав медицинских услуг оплачиваемых в рамках системы Обязательного Медицинского Страхования.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

1. Разработать механизм реализации государственной политики обеспечения кадрами, владеющими методами ТМ, учреждений здравоохранения различных уровней оказания медицинской помощи.

Союзу журналистов России:

1. Разработать механизм недопущения в СМИ недобросовестной рекламы услуг [целителейk, колдунов, магов, шаманов, экстрасенсов, наносящих вред здоровью граждан. 

События

Круглый стол в общественной палате Российской Федерации

Круглого стола, организованного Комиссией по охране здоровья, экологии, развитию физической культуры и спорта Общественной палаты РФ

Подробнее »
Круглый стол в Совете Федерации России

Есть ли место традиционной медицине в российском здравоохранении? 13 октября в Совете Федерации состоялось заседание Экспертного совета

Подробнее »
Медицинский центр "Олимпус Медикус"

Медицинский центр "Олимпус Медикус" зарекомендовал себя как высокоэффективный Центр мануальной терапии...

Подробнее »
«Общество с ограниченной ответственностью «Олимпус Медикус» 2015-2016. Вся информация, представленная на сайте, является собственностью ООО «Олимпус Медикус». Любое копирование
и/или использование материалов сайта без письменного разрешения может расцениваться как нарушение авторских прав.
!Записаться